суббота, 28 марта 2015 г.

Образовательная экспедиция "Кастинг лучших практик"

Закончен перый этап апробации ФГОС ОВЗ. Стандарт стал "буквой закона" для всех специальных коррекционных организаций Хабаровского края. Но насколько готовы коллективы школ к реализации стандарта, какие проблемы необходимо решить уже сегодня, а главное, какие нестандартные, но модельные решения по введению ФГОС разработаны и успешно реализуются?
С целью выявления лучших инновационных практик стартовала 23 марта 2015 года образовательная экспедиция "Кастинг лучших практик", инициированная управлением общего образования МОиН Хабаровского края и ХК ИРО.  С 23 по 27 марта команда специалистов министерства и института под руководством начальника управления общего образования Хлебниковой Виктории Георгиевны участвовала в педагогических советах семи специальных коррекционных организаций Солнечного, Амурского, Комсомольского муниципальных образований, а так же г. Комсомольска-наАмуре. Педагогические коллективы школ понимают и принимают идеологию стандарта. В каждой организации разработана своя уникальная модель социализации детей и свои пути достижения новых образовательных результатов. СКОШ 8 вида 1 г. Комсомольска-на-Амуре решают задачу социализации самой сложной категории детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. СКОШ 8 вида 3  могут стать стажировочной площадкой по профессиональной ориентации и адаптации школьников с интеллектуальными нарушениями. СКОШ 8 вида 13 п. Болонь разрабатывают модель агрошколы. Педагоги СКОШ 7 вида 4 разрабатывают программы развития жизненных компетенций и мониторинговые процедуры. Коллектив школы- интената 5 вида 2 г. Комсомольска-на-Амуре создал методический кейс для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
27 - 28 марта проведена вторая стажировка на базе СКОШ 8 вида 5 г. Хабаровска, где педагоги знакомились с современными тенденциями и технологиями обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и детей с РАС.Материалы размещены на сайтах школ.

среда, 11 марта 2015 г.

Проектируем модель социализации


Уважаемые коллеги! Нам предстоит еще одно очень важное дело - разработать модель социализации Ваших детей. И, кажется, я обнаружила научное обоснование универсальной модели социализации. Это теория множественности интеллекта Говарда Гарднера. Интеллекты представлены на картинке. По- моему неплохо. Конечно, это теория наверняка распространяется не на всех детей. Теория созвучна с моделью социальной инклюзии, реализующейся в Великобритании и США "Подходящий человек на подходящем месте".
В нашей модели важно понять какой вид интеллекта возможно развить у ребенка, т. е. Первый компонент нашей модели это диагностика.





На перепутье дорог

Как не сбиться с пути в сложном инновационном пространстве? Есть одно действенное решение. Надо создать дорожную карту и следовать точно к намеченной цели. Вот методика разработки карты:
1. Изучаем предмет картирования. В нашем случае это стандарты. Где их найти? На сайте Санкт-Петебургского университета им. Герцена
2. Начинаем проектирование с изучения ресурсов, необходимых для реализации стандартов и стажировки. Какие ресурсы особенно важны? Нормативно- правовой, финансовый, организационный, информационный, кадровый, материально- технический. Провели аудит?
3. Читаем Техническое Задание . Раскладываем техническое задание по ресурсам. Определяем сроки и ответственных.
4. Отправляем дорожную карту своему куратору или проректору, курирующему ФГОС Кузнецовой Жанне Борисовне на электронный адрес kuznetsovajb@ippk.ru
Удачи всем участникам апробации!

вторник, 10 марта 2015 г.

Стажировки - это круто

Уважаемые коллеги!
Закончен первый год апробации стандарта специального коррекционного образования. Целью первого этапа, как Вы помните, была экспертиза документов, регламентирующих деятельность всех участников образовательных отношений в условиях реализации стандарта, которые размещены здесь. В самом начале апробации мы сделали очень высокую ставку на наши коррекционные образовательные организации как главный интеллектуальный ресурс, способный осуществлять инновационную экспертную работу.  На августовском совещании уже отмечалось, что ведущие эксперты специального коррекционного образования, в числе которых была и Ваша образовательная организация провели целый ряд экспертиз и написали экспертные заключения. Однако тогда же были выявлены существенные риски: первый из них - порождение и распространение мифов о недостаточной проработанности стандартов. Уже неоднократно говорилось, мифы и сопротивление инновациям происходит из-за поверхностного "диагонального" прочтения документов, отсутствия обсуждений и разработки единого понятийного пространства. Любая инновация требует перевода текстов с " русского на русский". А профессионализм при этом заключается в умении видеть и находить новые аспекты, в казалось бы, известном. Это педагогическая компетентность называется идентификация нового.
Сегодня Вы переходите на новый этап апробации. Ваша задача не только спроектировать АООП, но и  стать стажировочной площадкой для педагогов начальной общеобразовательной школы. Это требование времени и стандартов как ФГОС ОВЗ так и ФгОС НОО. Педагоги общеобразовательных школ освоили ряд профессиональных умений, например, разработка рабочих программ по предметам и модулям, многие освоили новые современные технологии и техники в системно- деятельностной парадигме, но они не знают особенностей детей с нарушениями интеллектуальной сферу, и как следствие, затрудняются, а иногда и вообще не могут организовать учебный и внеучебный процессы с такими детьми. К сентябрю 2016 года все педагоги начальной школы должны освоить технологии достижения образовательных результатов детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Решить эту сложную задачу можно, используя Ваш ресурс. Что это дает Вашей школе? Весь педагогический коллектив повысит свое проф мастерство. Проверено на пилотных школах по введению ФГОС НОО. Но есть серьезная опасность- искажение информации. Поэтому считаем нужным обратить внимание на некоторые важные организационно-содержательные требования.
1. Безусловным обязательным условием реализации стандарта является его изучение. Не прочтение, а именно изучение!
2. Вторым безусловным и обязательным условием становится экспертиза АООП http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
3. Изучите очень внимательно результаты стандартов. Используйте интеллектуальные карты Тони Бьюзена. Информация о картах можно найти на сайтах. Только разобравшись с образовательным результатами, станет ясно какие дополнительные программы, необходимы школьникам для достижения результатов, связанных с расширением  и развитием жизненных компетенций, а именно развитием представлений природных и социальных компонентов окружающего мира, коммуникативных умений для установления и поддержания социальных связей.
4. Требуют особого педагогического внимания обновленное содержание образования для детей с умеренной, тяжелой формой интеллектуальных нарушений. Необходимо тщательно изучить содержание курсов "Речь и альтернативная коммуникация", " Человек"
5. В стандарте делается акцент на удовлетворении специальных образовательных потребностей п. 1.7., речь идет об дифференциации, индивидуализации образовательного процесса, ориентации на разновозрастные группы. Педагогам необходимо демонстрация педагогических техник дифференциации и индивидуализации.
6. П1.10. Стандарта определяет деятельностный и дифференцированный подходы в образовании как ведущие. А целью и результатом образования - общекультурное и личностное развитие обучающихся. Таким образом, ключевой задачей корпоративного обучения становится освоение новых образовательных коммуникативных технологий, технологий сотрудничества, ИКТ, деятельностных технологий и технологий тьюторства, как ведущей в дифференцированном подходе. Но кроме того нужно разработать практикумы, которые позволят педагогам "массовой школы" освоить те же технологии, что были изучены на корпоративах: метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation); методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии и программы MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities viaEducation); программы TEACCH – лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and Communication related handicapped Children); программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses), эмоционально-уровнего подхода – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, игрокоррекции – Л.Б. Баряева и др.)
7. Обращаем Ваше внимание, что пункт 2.2 стандарта прямо говорит о том, что АООП разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. При этом проект примерной АООП можно использовать как методические рекомендации. П. 2.3 конкретизирует количество АООП в образовательной организации, а также устанавливает необходимость разработки СИПР (специальной индивидуальной программы развития) для детей с умеренной и тяжелой формами интеллектуальных нарушений.
 8. Особо отмечаем,  что соотношение частей  программы формируемой участниками образовательных отношений составляет 70%/30% в варианте С и 60/40% в варианте Д. Таким образом школа широкие возможности в разработке содержания образования, ориентированного на каждого уче